Губернатору Донецкой народной республики
П. Губареву
Председателю Верховного Совета ДНР
Д. Пушилину
РАЗЪЯСНЕНИЕ
Уважаемые Денис и Павел!
Из содержания двух последних видеообращений губернатора Луганской народной республики Болотова В.Д., опубликованных в сети Интернет, следует, что он ссылается на закон военного времени для принятия экстренных мер поддержания порядка на территории, однако какой именно закон не уточняет, а это крайне важно для признания действий легальными или незаконными.
Игорь Стрелков (Гиркин), действуя в г. Славянске, так же применил закон военного времени и расстрелял двух мародеров и преступников. В Приказе он сослался на Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О военном положении».
Следует разъяснить, что такой Указ действительно имеет юридическую силу на территории СССР, не отменен и его действие имеет ряд мало кому известных особенностей:
- Военное положение, как особый режим управления, распространяется на все местности на территории СССР, где в силу чрезвычайных обстоятельств отсутствуют местные органы государственной власти и государственного управления СССР. (п. 10 Указа). То есть с учетом того, что сейчас отсутствуют повсеместно органы государственной власти и управления СССР, данный режим является единственно законным режимом управления в любой местности СССР до восстановления в ней местных Советов народных депутатов, согласно соответствующему закону о городском, районном и т.д. Совете народных депутатов.
- Органами управления при режиме военного положения выступают военные советы фронтов, армий, военных округов, а там, где нет военных советов, — высшему командованию войсковых соединений. К войсковым соединениям с минимальной численностью личного состава для целей образования компетенции госуправления отнесены дивизии. При этом не любых воинских подразделений, а именно подразделений Советской Армии. Таким образом, в силу Указа, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности принадлежат в Луганской области (республике), при отсутствии военных советов фронтов, армий, округов и при отсутствии местных органов власти СССР, командирам дивизий Советской Армии.
- Провести мобилизацию военнообязанных по закону СССР и укомплектовать дивизию вправе военный комиссариат, образование которого и рекомендуем Вам провести своим приказом, назначив на эту должность опытного старшего офицера. При мобилизации следует вести разъяснительную работу среди населения и показать, что действия эти проводятся не самоуправно, а в строгом соответствии с законом. Поскольку Беловежское соглашение недействительно, о чем имеется соответствующее постановление Государственной Думы Российской Федерации (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 марта 1996 г. № 157-II ГД «О юридической силе для Российской Федерации — России результатов референдума СССР 17 марта 1991 г. по вопросу о сохранении Союза ССР»), союзный договор остается в силе, Российская Федерация является продолжателем СССР по международным правам и обязательствам и правопреемником Союза.
Таким образом, Украина входит в состав СССР (ныне продолжателя и правопреемника — России) на правах союзной республики. Законы СССР имеют приоритет перед законами РФ в силу п. 4 ст. 15 Конституции РФ, поскольку союзный договор именно международный, а международные договоры по конституции РФ имеют приоритет перед любыми законами РФ. Они так же имеют приоритет перед законами Украины в силу статьи 74 Конституции СССР и союзного договора, закрепленного в этой Конституции.
Следовательно, обязанности из воинской присяги воина СССР никто не отменял и не прекращал, такая обязанность для военнослужащего Союза в силе, как и законы СССР, в том числе и Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» (с изм. и доп., внесенными Указами Президиума ВС СССР от «17.12.1980» — Ведомости ВС СССР, 1980, N 52, ст. 1121;от «30.07.1985» — Ведомости ВС СССР, 1985, N 32, ст. 582; от «10.04.1989» — Ведомости ВС СССР, 1989, N 15, ст. 108). Вновь призванных граждан ДНР и ЛНР, являющихся одновременно и гражданами Союза и союзной республики Украины (ст. 1 закона «О гражданстве в СССР»), следует приводить к Военной присяге СССР.
Воинская служба состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР. Состоящие на действительной военной службе, именуются военнослужащими, а состоящие в запасе — военнообязанными. Военнослужащие и военнообязанные принимают военную присягу на верность своему народу.
- Образование дивизии Советской Армии на территории Донецкой и Луганской республики дает командованию этого соединения легальное конституционное право реализовать всю полноту власти на территории и образовать, что важно, именно законный орган правосудия – военный трибунал для рассмотрения дел о преступлениях:
дела о государственных преступлениях, разбое, убийствах, хищениях, воинских преступлениях и другие. (См. Приложение 2 к настоящему Разъяснению).
- Относительно заявлений о национализации следует заметить, что такие заявления не имеют под собой юридической основы, так как в Конституции СССР, в её действующей редакции по состоянию на момент сложения с себя полномочий президентом М. Горбачевым (1991 г), предусмотрена многоукладная экономика. Поэтому речь может идти не о национализации, а о судебном пересмотре актов незаконной приватизации по мнимым и притворным сделкам без согласия на то самого собственника общенародной собственности — земли, недр, основных стратегических объектов промсобственности в СССР. Кроме того, национализация это выкуп, а не безвозмездное изъятие в доход государства, о котором, как правило, ошибочно говорят многие политики в популистских целях.
- К резонам описанной нами и предлагаемой тактики и стратегии поведения ДНР можно отнести:
- безупречную законность действий в такой сложной ситуации военного положения. Опровергать законность таких мер и действий невозможно, т.к. Беловежское соглашение недействительно и это никто не опровергает с момента принятия Госдумой постановления 1996 г.;
-
не требуется международного признания ДНР и ЛНР, если они становятся на позицию восстановления конституционного порядка и законности в Украине (УССР). Киевская хунта этим делегитимируется и объявляется сепаратистами, что и соответствует действительности по нормам Советского, Российского и международного права. Дела об участниках государственного переворота 2014 года и 1991 года подлежат передаче в военный трибунал, если он будет законно образован, в описанном нами порядке;
-
регулярным частям украинской армии, направленным на подавление республик, предоставляется легальное право не исполнять преступные приказы киевской хунты, ссылаясь на действующие советские законы. Многим офицерам и солдатам как раз такого повода и не хватает сейчас для обоснования законности их отказа от участия в карательной операции против населения Юго-Востока Украины и перехода на сторону вооруженных сил республики;
-
вооруженным силам СА на территории ДНР и ЛНР предоставляется законом полное право проведения АТО в отношении бандформирований киевской хунты, как сепаратистов.
-
никакого согласия или признания РФ для вхождения ЛНР и ДНР в состав РФ не требуется, так как Украина (УССР) входит в состав СССР — его продолжателя России на условиях действующего союзного договора. Граница между РФ и Украиной только административная, а так же с другими странами в пределах внешней госграницы СССР. Именно такие границы и зарегистрированы в настоящее время в ООН.
-
вооруженные силы России получают легальное право действовать по всей территории Украины для пресечения государственного переворота, т.к. это территория союзной республики СССР, то есть единого союзного государства.
- Для поддержки именно такой стратегии победы, ВОИНР намерено предпринять усилия с целью образования временного военно-политического руководства СССР в Москве – Совета Обороны с привлечением высших воинских чинов СА. Полагаем, и руководство РФ с этим готово будет согласиться, и даже вынуждено будет согласиться, так как достигаются цели сохранения целостности Украины и союзных отношений с ней, препятствующих втягиванию сепаратистами и изменниками союзной республики СССР в блок НАТО.
Подчеркиваем, что безупречно законными Ваши действия теперь могут быть возможны только в правовом поле СССР как описано выше. Все иные варианты – в правовом поле Украины как сейчас, или в отсутствующем правовом поле вновь созданной непризнанной республики ЛНР, или планируемой Новороссии, выступают необоснованными и квалифицируются как уголовно наказуемые, не имеющие оправдания. Никакие переговоры или амнистии не могут их декриминализировать сразу в нескольких системах права (советского, российского, украинского и международного).
Продолжение линии на косовский вариант самоопределения обрекает жителей области и их защитников на неизбежную интервенцию и значительные человеческие и материальные потери. Поскольку Запад никогда не даст санкцию международным судам на признание такой суверенизации легальной и допустимой.
Значительный вред причиняется и России, если она признает правомерность такого варианта поведения, так как Россия вскоре и сама столкнется именно с такими явлениями региональной суверенизации при подкупе местных элит Западом. И это не удержит Россию от распада.
Поэтому предлагаем обдумать наше предложение и принять единственно верное решение – применение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», мотивировать это восстановлением конституционного прядка и законности на территории УССР. Это переворачивает ситуацию на сто восемьдесят градусов и обращает её в Вашу пользу, лишает киевскую хунту правовой опоры в ей действиях.
По поручению Секретариата ВОИНР
Смирнов Н.И.
Приложение 1
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ
от 22 июня 1941 года
О ВОЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ
- Военное положение, в соответствии со ст. 49 п. «п» Конституции СССР, объявляется в отдельных местностях или по всему СССР в интересах обороны СССР и для обеспечения общественного порядка и государственной безопасности.
- В местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности принадлежат военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где нет военных советов, — высшему командованию войсковых соединений.
- В местностях, объявленных на военном положении, военным властям «(п. 2)» предоставляется право:
а) в соответствии с действующими законами и постановлениями Правительства привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения оборонных работ, охраны путей сообщения, сооружений, средств связи, электростанций, электросетей и других важнейших объектов, для участия в борьбе с пожарами, эпидемиями и стихийными бедствиями;
б) устанавливать военно-квартирную обязанность для расквартирования воинских частей и учреждений;
в) объявлять трудовую и автогужевую повинность для военных надобностей;
г) производить изъятие транспортных средств и иного необходимого для нужд обороны имущества как у государственных, общественных и кооперативных предприятий и организаций, так и у отдельных граждан;
д) регулировать время работы учреждений и предприятий, в том числе театров, кино и т.д.; организацию всякого рода собраний, шествий и т.п.; запрещать появление на улице после определенного времени, ограничивать уличное движение, а также производить в необходимых случаях обыски и задержание подозрительных лиц;
е) регулировать торговлю и работу торгующих организаций (рынки, магазины, склады, предприятия общественного питания), коммунальных предприятий (бани, прачечные, парикмахерские т.д.), а также устанавливать нормы отпуска населению продовольственных и промышленных товаров;
ж) воспрещать въезд и выезд в местности, объявленные на военном положении;
з) выселять в административном порядке из пределов местности, объявленной на военном положении, или из отдельных ее пунктов лиц, признанных социально опасными как по своей преступной деятельности, так и по связям с преступной средой.
- По всем вопросам, предусмотренным «пунктом 3-м» настоящего Указа, военные власти имеют право:
а) издавать обязательные для всего населения постановления, устанавливая за неисполнение этих постановлений наказания в административном порядке в виде лишения свободы сроком до 6 месяцев или штрафа до 3000 рублей;
б) отдавать распоряжения местным органам власти, государственным и общественным учреждениям и организациям и требовать от них безусловного и немедленного исполнения.
- Все местные органы государственной власти, государственные, общественные учреждения, организации и предприятия обязаны оказывать полное содействие военному командованию в использовании сил и средств данной местности для нужд обороны страны и обеспечения общественного порядка и безопасности.
- За неподчинение распоряжениям и приказам военных властей, а также за преступления, совершенные в местностях, объявленных на военном положении, виновные подлежат уголовной ответственности по законам военного времени.
- В изъятие из действующих правил о рассмотрении судами уголовных дел, в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передаются на рассмотрение военных трибуналов, а именно:
а) дела о государственных преступлениях;
б) дела о преступлениях, предусмотренных «Законом» от 7 августа 1932 года об охране общественной (социалистической) собственности;
в) все дела о преступлениях, совершенных военнослужащими;
г) дела о разбое (ст. 167 «УК» РСФСР и соответствующие ст. ст. УК других союзных республик);
д) дела об умышленных убийствах (ст. ст. 136 — 138 «УК» РСФСР и соответствующие ст. ст. УК других союзных республик);
е) дела о насильственном освобождении из домов заключения и из-под стражи (ст. 81 «УК» РСФСР и соответствующие ей статьи УК других союзных республик);
ж) дела об уклонении от исполнения всеобщей воинской обязанности (ст. 68 «УК» РСФСР и соответствующие ей статьи УК других союзных республик) и о сопротивлении представителям власти («ст. ст. 73″, 73.1 и 73.2 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик);
з) дела о незаконной покупке, продаже и хранении оружия, а также о хищении оружия (ст. ст. 164а, 166а и «182» УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик).
Кроме того, военным властям предоставляется право передавать на рассмотрение военных трибуналов дела о спекуляции, злостном хулиганстве и иных преступлениях, предусмотренных Уголовными Кодексами союзных республик, если командование признает это необходимым по обстоятельствам военного положения.
- Рассмотрение дел в военных трибуналах производится по правилам, установленным «»Положением» о военных трибуналах в районах военных действий».
- Приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежат и могут быть отменены или изменены лишь в порядке надзора.
- Настоящий Указ распространяется также на местности, где в силу чрезвычайных обстоятельств отсутствуют местные органы государственной власти и государственного управления СССР.
Приложение 2
Утверждено
Указом Президиума
Верховного Совета СССР
от 22 июня 1941 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВОЕННЫХ ТРИБУНАЛАХ В МЕСТНОСТЯХ, ОБЪЯВЛЕННЫХ НА ВОЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ, И В РАЙОНАХ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
В местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий устанавливается следующий порядок организации и комплектования военных трибуналов, порядок рассмотрения дел и опротестования приговоров:
- Организация и комплектование
- На основании «ст. 57″ Закона о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик действуют военные трибуналы:
а) при военных округах, фронтах и морских флотах;
б) при армиях, корпусах, иных воинских соединениях и военизированных учреждениях.
Линейные суды железнодорожного и водного транспорта реорганизуются Народным Комиссариатом Юстиции Союза ССР в военные трибуналы соответствующих железных дорог и водных путей сообщения.
- Штаты военных трибуналов утверждаются совместными приказами Народного Комиссара Юстиции Союза ССР и соответственно Народного Комиссара Обороны Союза ССР и Народного Комиссара Военно-Морского Флота Союза ССР.
- Приписка к военным трибуналам на военное время на должности заместителей председателей и членов военных трибуналов производится из числа лиц военно-юридического состава запаса, а на должности председателей трибуналов — из числа кадровых работников военных трибуналов.
- Перемещения председателей, их заместителей и членов военных трибуналов производятся:
а) военных трибуналов округов, фронтов и армий (флотов и флотилий) — Народным Комиссариатом Юстиции Союза ССР;
б) военных трибуналов корпусов и иных воинских соединений и военизированных учреждений — председателями военных трибуналов фронтов и флотов.
- Пополнения военных трибуналов, а также перемещения председателей, их заместителей и членов военных трибуналов «(ст. 4)» объявляются совместными приказами Народного Комиссара Юстиции Союза ССР и Народного Комиссара Обороны Союза ССР или Народного Комиссара Военно-Морского Флота Союза ССР.
- Временное отстранение председателей, их заместителей и членов военных трибуналов от должности производится председателями военных трибуналов округов, фронтов и флотов с последующим утверждением Народным Комиссаром Юстиции Союза ССР.
- Снабжение и материально-техническое обеспечение военных трибуналов, в том числе и военных трибуналов железных дорог и водных путей сообщения, производится довольствующими органами Народного Комиссариата Обороны Союза ССР и Народного Комиссариата Военно-Морского Флота Союза ССР по установленным нормам.
- Подсудность
- Военные трибуналы рассматривают дела, отнесенные к их подсудности «ст. 27″ Уголовно-Процессуального Кодекса РСФСР и соответствующими статьями Уголовно-Процессуальных Кодексов других союзных республик («ст. 8″ Положения о военных трибуналах и военной прокуратуре и «ст. 7″ Указа Президиума Верховного Совета Союза ССР от 22 июня с.г. «О военном положении»).
- Военные трибуналы округов, фронтов, флотов, армий и флотилий, кроме того, рассматривают дела, отнесенные к их подсудности «Постановлением» ЦИК Союза ССР от 10 июля 1934 г. (СЗ СССР, 1934, N 36, ст. 284).
- Предусмотренные в «ст. ст. 8″ и «9» настоящего Положения дела подсудны:
а) военным трибуналам при дивизиях — до командира роты включительно и приравненных к нему по служебному положению лиц;
б) военным трибуналам при корпусах — до командира батальона включительно и ему соответствующих лиц;
в) военным трибуналам при армиях (флотилиях) — до помощника командира полка включительно и ему соответствующих лиц;
г) военным трибуналам при военных округах, фронтах и флотах — до командира неотдельной бригады включительно и ему соответствующих лиц.
III. Порядок рассмотрения дел
- Военным трибуналам предоставляется право рассматривать дела по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения.
- Военные трибуналы рассматривают дела в составе трех постоянных членов.
- Председатели военных трибуналов периодически информируют военные советы округов, фронтов и армий, командование корпусов и дивизий о работе военных трибуналов по борьбе с преступностью в соответствующих воинских соединениях.
- Опротестование приговоров
- Приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежат и могут быть отменены или изменены лишь в порядке надзора («ст. 407″ УПК РСФСР и соответствующие статьи УПК других союзных республик).
- Военным советам округов, фронтов и армий (флотов, флотилий), а также командующим фронтами, армиями и округами (флотами, флотилиями) принадлежит право приостановить исполнение приговора с высшей мерой наказания (расстрел) с одновременным сообщением по телеграфу Председателю Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР и Главному Военному Прокурору Красной Армии, и Главному Прокурору Военно-Морского Флота Союза ССР по принадлежности своего мнения об этом для дальнейшего направления дела.
- О каждом приговоре, присуждающем к высшей мере наказания (расстрел), военный трибунал немедленно сообщает по телеграфу Председателю Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР и Главному Военному Прокурору Красной Армии, и Главному Прокурору Военно-Морского Флота Союза ССР по принадлежности.
В случае неполучения в течение 72 часов с момента вручения телеграммы адресату телеграфного сообщения от Председателя Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР или Главного Военного Прокурора Красной Армии, или Главного Прокурора Военно-Морского Флота Союза ССР о приостановлении приговора таковой приводится в исполнение.
Остальные приговоры военных трибуналов вступают в законную силу с момента их провозглашения и немедленно приводятся в исполнение.
Приложение 3
ВОЕННАЯ ПРИСЯГА СССР
Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооруженных Сил, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным воином, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников.
Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему Народу, своей Советской Родине и Советскому Правительству.
Я всегда готов по приказу Советского Правительства выступить на защиту моей Родины — Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Вооруженных Сил, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами.
Если же я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся.
ЦИК СССР, СНК СССР
от 20 августа 1926 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВОЕННЫХ ТРИБУНАЛАХ И ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЕ
I. Организация военных трибуналов
1. Военные трибуналы состоят при военных округах (фронтах, отдельных армиях, флотах), корпусах и дивизиях.
Примечание. В военное время или в районе боевых действий могут быть учреждаемы военные трибуналы при других войсковых соединениях, а равно при укрепленных районах.
2. Общее руководство деятельностью военных трибуналов принадлежит Верховному Суду Союза ССР.
Непосредственное руководство деятельностью всех военных трибуналов и управление ими осуществляется военной коллегией Верховного Суда Союза ССР.
Военным трибуналам округов (фронтов, отдельных армий) принадлежит наблюдение за военными трибуналами корпусов и дивизий, входящих в состав соответствующих округов (фронтов, отдельных армий).
3. Организация новых и ликвидация действующих военных трибуналов осуществляется военной коллегией Верховного Суда Союза ССР, по представлению Народного Комиссариата по Военным и Морским Делам, согласованному с народным комиссариатом юстиции соответствующей союзной республики.
4. Военные трибуналы всех наименований состоят: из председателя, его заместителя и членов, число которых определяется штатами, устанавливаемыми военной коллегией Верховного Суда Союза ССР по соглашению с Народным Комиссариатом по Военным и Морским Делам.
Военные трибуналы всех наименований действуют в составе председателя или его заместителя и двух членов.
Примечание. Военным трибуналам всех наименований предоставляется на основании особого положения, утверждаемого Советом Народных Комиссаров Союза ССР, заменять постоянных членов временными членами.
5. При всех военных трибуналах состоят: секретариат и военные следователи, а при военных трибуналах округов (фронтов, отдельных армий) — кроме того, инспектора, согласно штатов, устанавливаемых военной коллегией Верховного Суда Союза ССР по соглашению с Народным Комиссариатом по Военным и Морским Делам.
6. Назначение, увольнение и перемещение председателей, их заместителей и членов военных трибуналов производится с соблюдением порядка, установленного ст. 16 п. «б» Положения о Верховном Суде Союза ССР (Вестник ЦИК, СНК и СТО Союза ССР, 1923, N 10, ст. 311).
Назначение, увольнение и перемещение военных следователей проводится военными трибуналами, по согласованию с подлежащими военными прокурорами и с последующим утверждением военной коллегией Верховного Суда Союза ССР.
Назначение, увольнение и перемещение инспекторов, секретарей, а равно обслуживающего персонала производится председателем соответствующего военного трибунала.
7. Военные трибуналы получают все виды довольствия от Народного Комиссариата по Военным и Морским Делам. Весь личный состав военных трибуналов, за исключением лиц, работающих по вольному найму, состоит на действительной военной службе со всеми вытекающими отсюда последствиями, за изъятиями, установленными ст. ст. 6 и 33 настоящего Положения.
II. Подсудность военных трибуналов
8. Военным трибуналам подсудны дела:
а) о воинских преступлениях (Собр. Зак. Союза ССР, 1924, N 24, ст. 207);
б) о преступлениях государственных, должностных и имущественных, предусмотренных ст. ст. 58 — 62, 64, 65, 68, 69, 70, 72, 73, 76, 97 ч. 2, 109, 111 — 117, 180 п. п. «д», «е» и «ж» и 180а Уголовного Кодекса РСФСР и соответствующими статьями уголовных кодексов других союзных республик, если притом преступления эти совершены военнослужащими и угрожали крепости и мощи рабоче-крестьянской красной армии или воинской дисциплине;
в) об иных преступлениях, угрожающих крепости и мощи рабоче-крестьянской красной армии, рассмотрение которых будет поручено военным трибуналам в порядке примечания 1 к ст. 21 Основ судоустройства Союза ССР и союзных республик (Собр. Зак. Союза ССР, 1924, N 23, ст. 203);
г) о всех преступлениях, совершенных кем бы то ни было в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не функционируют общие суды.
9. При наличии в доле нескольких обвиняемых (исполнителей преступления), из которых одни или несколько подсудны военному трибуналу, а другие — общим судам, дело, при невозможности его разделения, рассматривается в отношении всех обвиняемых военным трибуналом.
При наличии в деле обвинения по нескольким преступлениям, из которых одно или несколько подсудны общим судам, а другие — военному трибуналу, дело в отношении всех преступлений, связанных между собой единством действия или намерения, рассматривается военным трибуналом. В противном случае преступления эти подлежат отдельному рассмотрению общих судов и военного трибунала по принадлежности.
10. Военному трибуналу дивизии подсудны дела о преступлениях, совершенных военнослужащими до командира неотдельного батальона включительно и равных ему по положению лиц.
Военному трибуналу корпуса подсудны дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, занимающими должность до командира полка включительно и равных ему по положению лиц.
Военному трибуналу округа (фронта, отдельной армии, флота) подсудны дела о всех военнослужащих, за исключением лиц, персонально подсудных военной коллегии Верховного Суда Союза ССР, согласно ст. 56 Наказа Верховному Суду Союза ССР (Собр. Зак. Союза, 1924, N 2, ст. 25).
III. Военная прокуратура
11. Военные прокуроры и их помощники состоят при военных округах (фронтах, отдельных армиях, флотах), корпусах, дивизиях, а равно при других войсковых соединениях, где имеются военные трибуналы (примечание к ст. 1).
12. Военные прокуроры округов (фронтов, отдельных армий, флотов) состоят в непосредственном подчинении старшему помощнику прокурора Верховного Суда Союза ССР по военной коллегии и военной прокуратуре.
Военные прокуроры корпусов, дивизий и других войсковых соединений, где имеются военные трибуналы, состоят в непосредственном подчинении военному прокурору соответствующего округа (фронта, отдельной армии).
Помощники прокуроров состоят в непосредственном подчинении соответствующим прокурорам.
Прокурор нижестоящий подчиняется исключительно вышестоящему прокурору.
13. Учреждение новых должностей военных прокуроров и их помощников и упразднение существующих должностей осуществляется прокурором Верховного Суда Союза ССР, по согласовании с Народным Комиссариатом по Военным и Морским Делам.
В том же порядке устанавливаются штаты военной прокуратуры и состоящего при ней обслуживающего персонала.
14. Назначение, увольнение и перемещение военных прокуроров и их помощников производится в порядке, установленном ст. 23 Положения о Верховном Суде Союза ССР, при чем назначение, увольнение и перемещение военных прокуроров округов (фронтов, отдельных армий, флотов) и их помощников согласовывается с Народным Комиссаром по Военным и Морским Делам, а военных прокуроров корпусов и дивизий и их помощников — с революционным военным советом соответствующего округа (фронта, отдельной армии), а где таковых нет — с соответствующим командующим войсками.
15. Военные прокуроры, их помощники и обслуживающий военную прокуратуру персонал получают все виды довольствия от Народного Комиссариата по Военным и Морским Делам. Личный состав военной прокуратуры и обслуживающий ее персонал, за исключением лиц, работающих по вольному найму, состоят на действительной военной службе, со всеми вытекающими отсюда последствиями, за изъятиями, установленными ст. ст. 12, 14 и 38 настоящего Положения.
16. На военную прокуратуру возлагается:
а) осуществление общего надзора за законностью действий всех должностных лиц и учреждений рабоче-крестьянской красной армии;
б) опротестование нарушающих закон приказов, циркуляров, постановлений и иных распоряжений, за исключением оперативных;
в) возбуждение в подлежащих случаях судебного преследования;
г) осуществление всех функций прокурорского надзора по делам, подсудным военным трибуналам;
д) надзор за всеми органами следствия и дознания, действующими в рабоче-крестьянской красной армии, а кроме того, и за особыми отделами Объединенного Государственного Политического Управления, в последнем случае в порядке Положения об Объединенном Государственном Политическом Управлении;
е) надзор за правильностью содержания под стражей лиц, числящихся за военными трибуналами, а равно органами следствия и дознания, указанными в предыдущем пункте, а также за правильностью содержания под стражей военнослужащих, числящихся за всеми органами следствия и дознания во всех местах заключения, с тем, что об обнаруженных в последнем случае неправильностях в содержании под стражей военнослужащих уведомляется соответствующий прокурор;
ж) надзор за исполнением приговоров военных трибуналов.
17. Военные прокуроры имеют право:
а) требовать от всех должностных лиц и учреждений Народного Комиссариата по Военным и Морским Делам для просмотра копии их приказов, циркуляров, постановлений и иных распоряжений, за исключением оперативных;
б) присутствовать на всех заседаниях учреждений Народного Комиссариата по Военным и Морским Делам с правом совещательного голоса, кроме заседаний по оперативным вопросам;
в) требовать от военных трибуналов дела в порядке судебного надзора;
г) требовать необходимые сведения от всех учреждений и должностных лиц, приводящих в исполнение приговоры военных трибуналов.
18. Военная прокуратура в своей деятельности руководствуется законодательством Союза ССР и законодательством соответствующей союзной республики.
IV. О производстве дел в военно-судебных учреждениях
19. При производстве дел военные трибуналы, а равно военные следователи и органы дознания руководствуются:
а) законодательством Союза ССР и
б) законодательством, в том числе уголовным и уголовно-процессуальным кодексами, той союзной республики, на территории которой совершено рассматриваемое преступление.
20. Органами дознания в рабоче-крестьянской красной армии являются командиры и комиссары отдельных воинских частей, а также начальники и комиссары учреждений рабоче-крестьянской красной армии по делам о преступлениях, совершенных военнослужащими в расположении воинской части или учреждения.
Примечание. По делам о преступлениях, совершенных военнослужащими вне расположения части или учреждения, предварительное расследование производится общими органами дознания.
21. Производство дознания не может продолжаться долее одного месяца. По делам, подсудным военным трибуналам, весь материал дознания препровождается военному следователю, в участке которого состоит орган дознания:
а) для прекращения дела, при отсутствии в нем признаков преступления или при необнаружении нарушителей;
б) для предания суду при наличии в деле, по которому производство предварительного следствия не является обязательным, признаков преступления;
в) для производства предварительного следствия, когда таковое по делу является обязательным.
Примечание. В случаях, предусмотренных п. «в» настоящей статьи, органы дознания ограничиваются производством только тех действий, которые необходимы в целях немедленного расследования дела и воспрепятствования уклонению подозреваемых от следствия и суда, а равно уничтожению и сокрытию следов преступления, после чего, не выжидая конца месячного срока, немедленно передают весь материал дознания следователю.
22. По делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, но неподсудных военным трибуналам, органы дознания в рабоче-крестьянской красной армии при направлении дознаний руководствуются уголовно-процессуальным кодексом соответствующей союзной республики.
23. Аресты лиц, не принадлежащих к составу рабоче-крестьянской красной армии, а равно обыски и выемки у них производятся через общие органы дознания.
24. Надзор за производством дознания по каждому отдельному делу органами, указанными в ст. 20, принадлежит военному следователю того участка, в котором состоит данный орган дознания.
25. Предварительное следствие по делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 2 — 4, 6 — 8, 10, 11, 14, 17, 19 Положения о воинских преступлениях (Собр. Зак. Союза ССР, 1924, N 24, ст. 207 и Собр. Зак. Союза ССР, 1926, N 15, ст. 106) не обязательно и может быть произведено в каждом отдельном случае по усмотрению следователя или по предложению прокурора, или по определению военного трибунала. По остальным делам, подсудным военным трибуналам, производство предварительного следствия обязательно.
26. Военный следователь, получив в порядке ст. 21 настоящего Положения, материалы дознания, либо прекращает дело, либо постановляет о предании обвиняемого суду, либо возвращает дело для производства дополнительного дознания, либо приступает к производству предварительного следствия.
27. Предварительное следствие производится военным следователем под надзором военной прокуратуры.
Предложения военного прокурора, наблюдающего за производством следствия, обязательны для военного следователя. При несогласии с предложением военного прокурора военный следователь в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальными кодексами союзных республик, в праве, не останавливая исполнения, перенести возникшее разногласие на разрешение подлежащего военного трибунала.
28. Военные трибуналы действуют применительно к процессуальным правилам, установленным для губернских (и соответствующих им) судов уголовно-процессуальными кодексами союзных республик.
Приговоры, выносимые военными трибуналами, провозглашаются именем Союза ССР.
29. Кассационной инстанцией для всех военных трибуналов является военная коллегия Верховного Суда Союза ССР.
30. Приговоры военных трибуналов, действующих в местностях, объявленных на военном положении на театре военных действий (ст. 16 и 17 Положения о чрезвычайных мерах охраны революционного порядка — Собр. Зак. Союза ССР, 1925, N 25, ст. 167) кассационному обжалованию не подлежат и могут быть отменены и изменены лишь в порядке надзора (ст. 33).
31. В местностях, объявленных на военном положении не на театре военных действий (ст. 9 — 14 Положения о чрезвычайных мерах охраны революционного порядка), военным трибуналам предоставляется право, в случае вынесения приговора, присуждающего к расстрелу, и подачи осужденным кассационной жалобы, входить в течение 24 часов после вынесения приговора в революционный военный совет, а там где его нет, к командующему соответствующего войскового соединения с представлением о непропуске кассационной жалобы и обращении приговора к исполнению.
Представление военного трибунала о непропуске кассационной жалобы не освобождает его от соблюдения правил, предписанных предыдущей статьей, и получение соответствующего распоряжения о приостановке приговора имеет силу независимо от разрешения вопроса о непропуске жалобы.
32. Частные жалобы и протесты на определения распорядительных заседаний военных трибуналов рассматриваются в распорядительных заседаниях тех же военных трибуналов, но в другом составе присутствия.
Жалобы и протесты на определения о прекращении дел рассматриваются военной коллегией Верховного Суда Союза ССР.
33. Председателю и прокурору Верховного Суда Союза ССР, председателю военной коллегии Верховного Суда Союза ССР и старшему помощнику прокурора Верховного Суда Союза ССР по военной коллегии и военной прокуратуре принадлежит право истребования судебных дел из всех военных трибуналов для рассмотрения их в порядке надзора и право приостановки приговоров по этим делам.
Всякий военный трибунал по получении требования о высылке дела немедленно препровождает таковое, приостановив по нему производство. В тех случаях, когда по данному делу происходит судебное заседание, отсылка дела допускается лишь после вынесения приговора.
В местностях, объявленных на военном положении на театре военных действий, право приостановки приговоров, присуждающих к расстрелу, принадлежит также революционному военному совету фронта, флота или армии, а где таковых нет — командующему, с тем, однако, что о приостановке приговора революционный военный совет или командующий не позднее 24 часов сообщает кому либо из лиц, перечисленных в первой части настоящей статьи, от которых зависят дальнейшие распоряжения по делу.
Прокурору Верховного Суда Союза ССР и его старшему помощнику по военной коллегии и военной прокуратуре, кроме того, принадлежит право истребования дел, не переданных еще в военные трибуналы и находящихся в стадии предварительного следствия или на рассмотрении военной прокуратуры.
34. Истребованное председателем Верховного Суда Союза ССР или председателем военной коллегии Верховного Суда Союза ССР из военного трибунала дело поступает на заключение старшего помощника прокурора Верховного Суда Союза ССР по военной коллегии и военной прокуратуре. Если последний не усмотрит в производстве по делу существенных нарушений, то доводит о том до сведения истребовавшего дело председателя Верховного Суда Союза ССР или председателя военной коллегии Верховного Суда Союза ССР. В случае согласия их, производство в порядке надзора прекращается и дело немедленно возвращается в соответствующий трибунал.
При несогласии истребовавшего дело председателя Верховного Суда Союза ССР или председателя военной коллегии Верховного Суда Союза ССР с заключением старшего помощника прокурора Верховного Суда Союза ССР, а равно во всех случаях, когда последний усмотрит в производстве по делу существенные нарушения, дело с соответствующим заключением направляется в военную коллегию Верховного Суда Союза ССР.
35. Истребованное прокурором Верховного Суда Союза ССР или его старшим помощником по военной коллегии и военной прокуратуре дело, если оно находится в стадии предварительного следствия или на рассмотрении военной прокуратуры, возвращается по принадлежности с преподанием соответствующих указаний.
Если же истребованное дело уже было внесено в военный трибунал, то при наличии существенных нарушений дело направляется с заключением старшего помощника прокурора Верховного Суда Союза ССР в военную коллегию Верховного Суда Союза ССР. При отсутствии существенных нарушений производство в порядке надзора прекращается и дело возвращается в военный трибунал.
36. О всяком приговоре, присуждающем к расстрелу, военный трибунал, независимо от наличия или отсутствия кассационной жалобы или протеста, немедленно сообщает телеграфно председателю военной коллегии Верховного Суда Союза ССР и старшему помощнику прокурора Верховного Суда Союза ССР по военной коллегии и военной прокуратуре, а в местностях, объявленных на военном положении на театре военных действий, также соответствующему революционному военному совету или командующему (ст. 33), с указанием числа, месяца, часов вынесения приговора, краткого существа обвинения, статей уголовного закона, по которым состоялось осуждение, фамилии, имени, отчества, классовой принадлежности и должностного положения, а также возраста и образования осужденного.
37. Приговор, присуждающий к расстрелу, может быть приведен в исполнение только в случае неполучения в течение 72 часов с момента вручения телеграфного сообщения о нем перечисленным в предыдущей статье лицам распоряжения о приостановке этого приговора:
а) либо от лиц или органов, перечисленных в ст. 33 настоящего Положения;
б) либо от Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР;
в) либо от президиума центрального исполнительного комитета союзной республики, на территории которой вынесен данный приговор, который, отдав распоряжение о приостановке приговора, одновременно должен возбудить перед Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР вопрос о помиловании осужденного.
При наличии кассационной жалобы или протеста, приговор, во всяком случае, не приводится в исполнение впредь до рассмотрения жалобы или протеста в военной коллегии Верховного Суда Союза ССР.
V. О дисциплинарной ответственности работников
военных трибуналов и военной прокуратуры
38. Порядок дисциплинарной ответственности работников военных трибуналов и военной прокуратуры определяется особым постановлением, утверждаемым в законодательном порядке.